Выставочный проект в галерее «Альперт» c 13 по 31 мая 2021 года — это рефлексия московских художников на тему взаимоотношения природы и урбанизма, о гармонии и противоречиях. Неизбежная переоценка отношения человека к своей среде обитания, произошедшая за последнее время, обострила восприятие этой проблемы. На одной стороне весов — город с его социальной, культурной и промышленной инфраструктурой, на другой — природа, воздух, бескрайние просторы полей и лесов, ценность которых мы все так остро ощутили в этот период.

«Красота природы, как чудо мироздания, поглощает и манит к себе человека. Немного пугает и даёт необъятную свободу. Бесконечность и лаконичность, широта и глубина пейзажа, сменяются поколения, идут годы, столетия, а он все такой же прекрасный, вечный и необъятный» в серии «Поля России» Юлии Покровской.

С другой стороны — город, человеческое творение, в котором слились воедино все достижения и противоречия многовековой работы мысли. Грандиозное и камерное, новое и старое, возвышенное и приземленное соседствуют и образуют причудливый визуальный калейдоскоп. Масштабные стройки и почти супрематические композиции из строительных конструкций в картинах Милы Гавриловой — «временные неудобства» на пути к будущему комфорту.

 Однообразие типовой застройки, монотонное движение магистралей, не замирающее ни днем, ни ночью, казалось бы, не оставляют надежды для обретения гармонии. Горизонт на закате, увиденный через открытое окно, в «Самоизоляции» Инны Вольвак, воспринимается, как единственно возможный глоток свободы. Человек, блуждающий в городских лабиринтах серии работ «Порталы» Ирины Богдановой, может обрести надежду на выход, на слияние с природой, только подняв голову и увидев небольшой квадрат голубого неба, как символ мира горнего.

Между тем, живет своей жизнью и подземное царство города — метрополитен в работах Кирилла Стрюкова. Не только станции метро, но и «Люки» Инны Вольвак, как артефакты советской истории, скрывают за собой загадочный подземный мир мегаполиса. Бесконечная сеть дорог, электрички и поезда дальнего следования, уносящие городских обитателей к солнечным приморским берегам с картин Алексея Ланцева, рассекают своими линиями композиции картин надвое, будто обозначая новый искусственный горизонт.

Сообщество или одиночество в толпе, комфорт существования или человеческий муравейник? Ответов на эти вопросы нет, вернее, они субъективны. Каждый автор видит город через призму своего индивидуального восприятия, но очевидно одно — человечество стоит перед проблемой поиска золотой середины, поиска гармоничного баланса естественного и искусственного в процессе формирования, и сохранения среды обитания. Однако выставка — не только об актуальной проблеме, сколько — о чувствах и о красоте, ибо без этого нет искусства. Красота города, иногда неоднозначная, встреченная там, где, казалось бы, ее нельзя увидеть, становится зримой. Творческое сознание, работая парадоксальным образом, одухотворяет и преобразует незримое — в ощутимое, безликое — в выразительное, а повседневное — в сакральное.