Анатолий Лепин

Анатолий Васильевич Лепин[1] - один из создателей и организаторов (совместно с коллекционером Александром Глезером   и Кареном Нагапетяном) группы «Двадцать московских художников», в которую входили андеграундные художники:  В. Воробьев, Ю. Жарких, В. Комар, А. Меламид, Л.Мастеркова, В. Немухин, Е. Рухин, О. Рабин, А. Рабин, В. Ситников, И. Холин, Б. Штейнберг, Н. Эльская, Б.Козлов, В.Харитонов, Лев Крапивницкий и другие.  Хотя, небезыинтересно отметить множество спекуляций на тему организаторов и участников  бульдозерной выставки (1974,  пустырь в Беляево, Москва)[2].

У Анатолия Лепина не было метода. Он пишет: «Я использую некоторую приближенность к пейзажу, но в целом, я сам определил бы, все-таки, свое направление как ностальгически близкое к созерцанию своего собственного эго» (из письма другу, архив сына художника Егора Лепина).

Любопытный феномен – чем старше становится художник, тем  более он склонен к обобщенным формам  (абстракции), наиву или природе, в которой он старается выхватить неизмененную суть явлений, близких к первообразу и первозданному.

Обращение к архаике  к символам и знакам христианской направленности, поиск смыслов  и истины через  наблюдения в природе – это то, что волнует Анатолия Лепина в 80-е.  А еще краска как материальная субстанция, особое вещество, а кисть художника лишь инструмент для работы с ней.  Такое отношение к творчеству близко к трансцендентному, метафизическому, тому, что за гранью реальности.

Тема, которая волновала Анотолия Лепина  с конца 70 и в 80-е годы «ТРАВА». Что это – отдушина или серьезные философские размышления о бытии? Невозможно не провести аналогии с повестью  советского писателя Владимира Солоухина  «Трава».  Вступление к его произведению начинается с цитаты: «Наиболее выдающаяся черта в жизни растения заключена в том, что оно растет». К. Тимирязев

«Н Е П Е Й З А Ж И Лепина - интеллектуальный символ духа природы. Смотрите. Смотрите еще. Художник убрал все лишнее. С О З Е Р Ц А Й Т Е. И постарайтесь уйти от того, что вы видите. Уйти в себя» - это писал   друг Анатолия Лепина  журналист  Игорь Дудинский.

Живописные переходы Анатолия Лепина от Травы к  Кресту, это  поиск и исход,  целостность духа и плоти, божественная сущность ПРИРОДЫ и того, что   создано: травы, цветы, деревья, птицы, тишина в медитативном  созерцании, цвет, как основа живописи. Лепин живописует, созерцая Сущее в целостности пространства и времени, а, следовательно, бесконечного – ВЕЧНОГО!   

 

Анатолий Лепин был максималистом! Одно это его высказывание чего стоит: «Сильные обретают собственный голос или кровью, или умом!» Собственно, все нонконформисты были в основном такими, не идя на компромисс ни с властью, ни с совестью, ни со зрителем, последний порой просто мешал делать то, что они считали нужным и важным, прежде всего, для себя. «Художнику нужно победить зрителя. Чем? Эклектикой не победишь. Всеядность, универсализм, фокусы могут удивлять, но не убеждают, не трогают душу, пресыщают. Эпигонство (даже приближенное к головокружительному профессионализму и феерическому изыску) грешит вторичностью:   э т о    б ы л о. И это самый страшный приговор современному творцу»[3].Зрителя они победили, а еще победили власть, хотя поначалу казалось, что  именно власть их смела с художественной сцены на целых двадцать долгих лет. Но Они выжили, творили и создавали новое другое искусство.

Автор текста искусствовед, культуролог Галина Мажейкина

Галерея Альперт приглашает  послушать живых участников или близких к ним свидетелей интереснейшего периода в искусстве СССР – неофициального искусства 60-90-х годов ХХ века. Поразмышлять над произведениями Анатолия Липина, прочувствовать  ту эпоху  в сравнении с нашим отнюдь  тоже непростым временем.

 

[1] Закончил МПИ (художественный факультет). Создатель группы «20
московских художников». Участник выставки в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ, организатор и постоянный участник выставок на Малой Грузинской, 28, и группы «XXI» на Малой Грузинской, 28. Около 30 персональных выставок. Произведения находятся в музеях и частных коллекциях в России и
зарубежом. (Источник: каталог выставки Творческого союза профессиональных художников)

[2] Информация об организаторах «Бульдозерной выставки». Информационный ресурс: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2421/

[3] Из статьи Дудинского о А.В. Лепине. Информация взята с сайта: